На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Репортёр

64 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    Там  ВСЕ ЖАБАГОВОРЯЩИЕ  и  ПОЛЯГУТ ...!!!Макрон сообщил, ч...
  • Гарий Щерба
    Вот же  ВЫБЛЯДОК  НАЦИСТСКИЙ ....!!!Начальник Генштаб...
  • Гарий Щерба
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ПРОСТИТУТКА ...!!!Марин Ле Пен раск...

Может ли Узбекистан стать новой «горячей точкой» в СНГ

Драматические события последних дней в Узбекистане заставляют с тревогой констатировать развитие негативных тенденций в Средней Азии. На территории бывшего СССР вскоре может появиться очередная горячая точка. Вопрос в том, что может и захочет ли сделать Россия? Формальным поводом для массовых беспорядков стало столь любимое руководством стран СНГ изменение Конституции. Согласно проекту поправок в Основной закон Узбекистана, входящая в его состав Республика Каракалпакстан должна была лишиться своего формального суверенитета и права на выход. Ответ местного населения на инициативу Ташкента не заставил себя долго ждать: 1 июня начались массовые протесты, которые власти попытались подавить силой. В результате были убиты 18 человек, 243 ранены, а еще 516 арестованы. На удивление центр не стал называть всех несогласных «сепарами» и объявлять «АТО», снося их города тяжелой артиллерией. Вместо этого президент страны Шавкат Мирзиёев лично посетил столицу «мятежников» город Нукус, пообщался с ними и пошел им навстречу, убрав из текста поправок в Конституцию спорные положения. Республика Каракалпакстан смогла отстоять свою автономию и юридическое право на выход, а это, к слову, порядка 40% территории всего Узбекистана. Оказывается, можно решать вопросы и так! Но почему действующий глава государства был таким конструктивным, когда его предшественник Каримов просто бы «закатал в асфальт» всех несогласных танками? На самом деле необычайное миролюбие президента Мирзиёева объясняется рядом серьезных факторов. Бегущий по лезвию бритвы С одной стороны, Узбекистан, по меткому определению Збигнева Бжезинского, объективно является ключом к контролю над Средней Азией. Эта большая страна не имеет своего выхода к морю, однако с севера и северо-запада она граничит с еще более огромным Казахстаном, с юга – с Туркменистаном и Афганистаном, с востока – с Таджикистаном и Кыргызстаном. Несмотря на общую бедность населения, Узбекистан богат газом, золотом и ураном, также тут традиционно выращивают много хлопка. Особенности географического расположения и запасы природных ресурсов делают его интересным множеству внешних игроков. Так, Узбекистан вполне серьезно рассматривался как одно из возможных направлений экспансии афганской группировки «Талибан» (экстремистская организация, запрещена в РФ), недавно пришедшей к власти в соседней стране. Однако опасность для официального Ташкента может представлять и антиталибская группировка «Борцы за свободу Балха\Древней Бактрии», которая базируется на фронтире между Афганистаном и Узбекистаном. Талибский фактор автоматически делает Узбекистан интересным для Соединенных Штатов, которые очень хотели бы перенести туда свою военную инфраструктуру. Отметим, что американское влияние в этой среднеазиатской республике очень сильно, но пока что проводится в форме «мягкой силы». Не все знают, но в Узбекистане уже очень давно действует программа «Визы для иммигрантов разных национальностей» (DV), в рамках которой регулярно разыгрываются в лотерее так называемые грин-карты. По данным дипломатического ведомства США, жители Узбекистана находятся на втором месте в мире по количеству выданных американских виз: Мы продолжим поддерживать лотерею грин-карт. К слову, ежегодно в этой лотерее, дающей право жить и работать в США, участвует 2 миллиона граждан Узбекистана. С учетом родственных связей уехавших с оставшимися в стране Дядя Сэм получает возможность опосредованно влиять на общественные настроения. Немаловажно, что американский доллар де-факто является второй валютой наравне с узбекскими сумами. Все цены на недвижимость и расчеты в них происходят реально в долларах США. Однако Вашингтон является не единственным внешнеполитическим актором, которого нам следует опасаться. Со своей «мягкой силой» в Узбекистан в 90-е годы пришла Турция, которая начала открывать там свои «лицеи» и программы студенческой мобильности. В эпоху президента Каримова, декларировавшего нейтральный статус страны, отношения Ташкента и Анкары были более прохладными, однако с приходом Мирзиёева к пантюркистской идее «Великого Турана» в Узбекистане отнеслись более тепло. При новом президенте Узбекистан стал членом Тюркского совета в 2018 году. Осенью 2022-го Ташкент выбран местом встречи образованной годом ранее Организации тюркских государств. Отметим, что на территории Турции планируется проведение трехстороннего саммита «Турция – Азербайджан – Туркмения». Соседний с Узбекистаном Туркменистан, чрезвычайно богатый газом, всегда старался держаться подальше от протурецких интеграционных процессов, но в 2021 году все же стал наблюдателем в Организации тюркских государств. Узбекистан и Туркмения с их нейтральным статусом являются недостающим звеном в пантюркистском проекте «султана» Эрдогана. С другой стороны, стабильность Узбекистана серьезно подтачивается изнутри социально-экономическими факторами. При внешнем лоске крупных городов (особенно прекрасен Ташкент) основная масса населения очень бедна и вынуждена нелегально работать в Российской Федерации, отправляя денежные переводы домой. После смены власти клана Каримова на Мирзиёева, как жалуются некоторые узбеки, в стране резко выросли цены, на многие товары – кратно, что сделало их недоступными. Также в последние годы заметны результаты процесса исламизации страны, которая началась еще при президенте Каримове. Повсеместно строятся мечети, многие люди ходят в традиционных одеяниях. Впрочем, пока что отношения со светской частью общества остаются терпимыми. Таким образом, при кажущейся внешней стабильности режима Узбекистан является этаким «паровым котлом», давление в котором непрерывно растет. Оказалось достаточно озвучить спорные предложения по поправкам в Конституцию, чтобы немедленно пролилась кровь. Неудивительно, что президент Мирзиёев лично примчался тушить пожар, который грозил отделением 40% территории страны. Но что будет, если ситуацию начнут раскачивать целенаправленно наши западные и восточные «партнеры»? Как реагировать России, если полыхнет в Узбекистане, который даже не входит в ОДКБ, но граничит и с Казахстаном, и с Кыргызстаном? Возможно, Ташкенту все же стоит задуматься о возвращении в состав этой организации, гарантирующей коллективную безопасность. Пока не стало слишком поздно.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх